ИГРЫ, УПРАЖЕНИЯ
«Ласковое имя»
Вспомнить, как ласково зовут ребёнка
дома. Дети бросают друг другу мячи. Тот, кому мячик попадает, называет одно или
несколько своих ласковых имён. Важно запоминать, кому уже бросали мяч. Когда все дети назовут свои ласковые имена,
мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч
тому, кто в первый раз бросил , а также произнести его ласковое имя.
Упражнение
«Моё красивое имя" Автор К.Фопель
Каждый ребёнок хочет, чтобы к нему
обращались по имени. Это может быть как его полное, так и
уменьшительно-ласкательное имя, которым его называют в семье. Кроме того,
каждому хочется, чтобы его имя произносилось правильно, что бывает не всегда.
В этом упражнении ребёнок может сам
сообщить, как бы ему хотелось, чтобы его называли в классе. Ведущий объявляет
требования игры:
- имя произносить только так, как этого
хочет сам ребёнок;
- нужно следить за правильным
произношением имени;
- произносить имена нужно уважительным
тоном.
Материалы: цветные
карандаши, листы бумаги для каждого ребёнка.
Инструкция. Каждый ребёнок
пишет своё имя цветными карандашами. Каждую букву нужно сделать насколько
возможно красочной, интересной, чтобы другим детям было легче заметить и
запомнить это имя. Ещё лучше нарисовать буквы так, чтобы остальные получили
представление о личности ребёнка – его предпочтениях, происхождении, характере.
Так как это непростое задание, детям
нужно собраться в четвёрки и обсудить, как можно интересно изобразить буквы.
Для этого есть разные возможности.
Дети начинают рисовать. Они могут
попросить совета товарищей по четвёрке или помощи ведущего. (15 минут)
Ведущий собирает рисунки и передаёт их
по рядам. При этом сначала он поднимает каждый рисунок вверх и просит группу
произнести имя, написанное на нём, и сказать, чей это рисунок. Если группа
определила «владельца» имени правильно, этот ребёнок может сказать о себе
несколько слов, ответив на вопросы: «Известно ли мне значение моего имени или
фамилии? Кто выбирал мне имя? Есть ли кто-то в моей семье, кого зовут так же?
Нравится ли мне моё имя?»
Картинки можно повесить на стену в
классе.
Обсуждение
·
Понравилось
ли мне это упражнение?
·
Какой
рисунок произвёл на меня наибольшее впечатление?
·
Какое
имя мне особенно нравится?
Упражнение
«Паутинка»
Ведущий. Мы живем среди других людей.
Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда
наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это
нормально. Упражнение «Паутинка» поможет взглянуть на себя глазами другого. Условие:
быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.
Дети встают в круг. Ведущий бросает клубок, смотрит на
человека, обращается к нему по имени и говорит о том, что ему нравится в его
характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и
т.д.
Ведущий.
Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим,
но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых
слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие
дети.
Упражнение
«Я и другие» К. Фопель
В этом упражнении соединяется
индивидуальное и коллективное, даётся каждому ребёнку возможность почувствовать
к себе внимание со стороны группы.
Материалы: цветные
карандаши или мелки, большой лист бумаги для каждого ребёнка.
Инструкция. Каждый ребёнок
рисует в середине листа свой автопортрет (вокруг рисунка должно оставаться
свободное место). Рисунок может быть реалистичным, схематичным, символическим
или абстрактным. Наверху ребёнок должен написать: «Я… (имя, фамилия)».(10 минут)
После того как все дети закончат
рисунки, листы передаются по рядам другим детям. Каждый пишет на рисунке своё
имя, красочно обрамляя таким образом листы. В итоге каждый портрет должен быть
окружён именами одноклассников.
Дети получают свои рисунки обратно,
собираются в четвёрки и обсуждают, кто каким видит свой автопортрет сейчас.
После этого рисунки можно повесить на
стену. Обсуждение
·
Нравится
ли мне мой автопортрет?
·
Чьи
ещё портреты мне нравятся?
·
Про
кого мне было бы интересно узнать побольше?
Друзья,
не похожие на меня К. Фопель
Эта игра дает детям возможность
потренироваться в описании различий между людьми, а также научиться уважать
других, не оценивая их.
Инструкция: Сядьте, образуя
большой круг. Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга
(подругу), который не похож на него самого.
Вспомни своего друга, который в каких-то
важных вещах существенно от тебя отличается. Возможно, у него другая
национальность или религия, возможно, он старше или моложе тебя. Быть может,
твой друг любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть телевизор. Возможно,
он собирает марки, а ты собираешь значки. Может, у твоего друга есть какая-то
иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от
тебя отличается, и почему он тебе дорог.
Подумайте об этом несколько минут, а
затем вы сможете рассказать о своих друзьях друг другу. (Расскажите,
пожалуйста, и Вы о своем друге или подруге).
Анализ
упражнения:
·
Есть
ли что-нибудь хорошее в том, что твой друг или подруга от тебя отличается?
Почему?
·
Что
может произойти, если ты будешь настаивать на том, чтобы все твои друзья были
такими же, как ты?
Все
мы чем-то похожи… К. Фопель
В ходе этой игры очень красиво
проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие
его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.
Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность
общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный
процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы
в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и возвращаясь
время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других. Материалы: Бумага и
карандаш — каждому ребенку.
Инструкция.
Разбейтесь,
пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит
список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например:
"У каждого из нас есть сестра…", "У каждого из нас есть мягкая
игрушка…", "Любимый цвет каждого из нас — синий…", "У
каждого из нас мама ходит на работу…", "Мы все очень любим
макароны…", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает",
"В каникулы мы все любим ездить на море…" и так далее. У вас есть
пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее
количество общих черт.
Анализ
упражнения:
·
Узнал
ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
·
Есть
ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
·
Есть
ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
·
Как
вы работали в своей команде?
·
Нравится
ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
·
Какими
должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?
Все
вместе! К. Фопель
Эта игра годится для детей любого
возраста, она уместна и в разновозрастной группе. Вам надо нарисовать на полу
круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как
им всем разместиться на очерченном пространстве. Если вы захотите задачу
усложнить, то можете попросить детей составить остров из газет, которые нельзя
ни рвать, ни раздвигать.
Материалы: Мелки для
рисования или листы газет.
Инструкция:
Вы
видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный или составленный из
газет — в зависимости от Вашего выбора). Мне очень интересно, сколько человек
может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем
небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на
нем вам всем.
Хороший друг К.
Фопель
Умение налаживать дружеские
взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной
мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень
важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра "Хороший
друг" вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.
По завершении этого упражнения Вы можете
дать дополнительное задание: представь себе такого человека, который вообще не
хочет иметь друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве.
Знаешь ли ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не
хочет иметь близких друзей.
Материалы: Бумага,
карандаш, фломастеры — каждому ребенку.
Инструкция.
Подумай
о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом
деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто
вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.
Что ты можешь сказать об этом человеке?
Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего
нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше
крепла?
Подумай над этими вопросами. Ответы на
них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и
другое. (15 минут.)
Теперь соберитесь в группы по четыре
человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А
можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно
выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)
Анализ
упражнения:
·
Как
человек находит друга?
·
Почему
так важны в жизни хорошие друзья?
·
Есть
ли у тебя друг в нашем классе?
Дружная семья К.
Фопель
Это упражнение очень хорошо выполнять в
начале учебной недели или в начале четверти, поскольку на каникулах или во
время выходных семьи проводят обычно больше времени вместе. Дети могут обсудить
все, что они любят делать всей семьей и показать окружающим, что они гордятся
своей семьей, а такая гордость — одно из важных условий самоуважения ребенка.
Материалы: Каждому
участнику - бумага и восковые мелки. Инструкция.
Нарисуй
картинку, на которой будет изображено, как вы всей своей семьей делаете что-то,
что вам всем очень нравится. Если твои родители из-за развода живут отдельно
друг от друга, в разных семьях, то ты можешь нарисовать два рисунка.
Дети, умеющие писать, могут дополнить
свой рисунок перечислением любимых занятий своей семьи. По завершении
упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок и зачитывает прилагаемый к
нему список.
Анализ
упражнения:
·
Когда
вы делаете что-нибудь все вместе, всей семьей?
·
В
каких случаях вы все вместе смеетесь?
·
Делаете
ли вы иногда всей семьей то, что тебе не нравится?
·
Хочешь
ли ты, чтобы твоя семья стала что-нибудь делать вместе?
·
Что
ты больше всего желаешь своей семье?
·
Кто
после развода родителей живет в твоей новой семье?
·
Что
при этом трудно? Что в этом хорошего?
Моя
семья К. Фопель
Возможность время от времени
рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения
ребенка. В ходе этого упражнения дети могут позитивно прокомментировать
принесенные ими фотографии членов своей семьи. Заранее попросите детей принести
в школу соответствующие семейные фотографии. Дети, которые не могут принести
фотографии в класс, рисуют членов своей семьи сами. Для начала Вы сами
нарисуйте свою семью, чтобы дети, не принесшие фотографии, не чувствовали себя
не в своей тарелке.
Материалы: У каждого
ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи. Также
понадобится легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги. Инструкция.
Сегодня
мы расскажем друг другу о своих семьях. Сначала я представлю вам свою семью.
(Нарисуйте сами свою семью и представьте всех ее членов классу.) Теперь давайте
вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом, чтобы каждая семья была
пространственно отграничена от всех остальных.
Когда все рисунки и фотографии будут
наклеены, Вы можете обсудить с детьми особенности их семей. Например: "Кто
из вас единственный ребенок в семье?", "У кого дома живут еще и
бабушки или дедушки?", "У кого из мальчиков есть брат?",
"Кто живет в большой семье?", "Кто из вас живет в новой семье
после развода родителей?", "Кто из вас живет только с одним из
родителей?". И так далее. Подчеркните, что существуют самые разные формы
семей. После этого Вы можете обсудить с детьми, какую особенную роль играет в
семье каждый из ее членов. Задайте вопрос: "Почему ты важен для своей
семьи?". Обсудите с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его
семьи стало жить еще лучше и приятнее? Анализ
упражнения:
·
Почему
для тебя так важна твоя семья?
·
Как
бы ты жил, если бы у тебя не было семьи?
·
Где
живут дети, у которых семьи нет?
·
Ты
когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье?
·
Ты
хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше?
·
Чем
в своей семье ты гордишься?
·
Что
особенного есть у твоей семьи?
Семейная
история К. Фопель
В семье, как правило, не обходится без
проблем и сложностей, но при этом каждый ребенок хотел бы гордиться своей
семьей. Поддержите это желание детей и предоставьте им возможность рассказать о
своей семье что-нибудь хорошее.
Для подготовки к этой игре дайте детям
задание — принести на следующее занятие такой предмет, который уже давно
хранится в их семье и является ее гордостью. Чем этот предмет старее, тем
лучше. Это может быть фотография дедушки или бабушки, прадедушки или
прабабушки, книга, передаваемая из поколения в поколение, старинный документ
или награда.
Попросите детей обсудить с родителями,
что именно стоит принести в класс, чтобы показать, чем гордятся их семьи. Если
этот предмет слишком большой или слишком ценный, то дети могут просто
нарисовать его и принести на занятие этот рисунок. Важно, чтобы дети обсудили с
родителями, почему этот предмет достоин уважения, какую память несет он в себе,
сколько лет ему, что с ним происходило. Дети должны принести семейную реликвию
в непрозрачном пакете или сумке и до начала урока никому не сообщать, что это
такое.
Инструкция.
Сядьте,
пожалуйста, в один общий круг. Сегодня мы поговорим о наших семьях. Семья
состоит не только из нас и наших родителей, но и из наших бабушек и прадедов.
Именно им мы должны быть благодарны за свое существование на этой земле, именно
они дали нам многое из того, что наполняет нашу жизнь смыслом и дает нам
надежный багаж жизненного опыта и знаний. Поставьте свои пакеты перед собой на
пол. По очереди каждый из вас должен продемонстрировать принесенный с собой
предмет и рассказать о нем. Кто хотел бы начать?
Помогите некоторым детям, задавая им
наводящие вопросы. При этом важно сделать так, чтобы для всех остальных
учеников рассказ был понятным и интересным. Проследите, чтобы в первую очередь
обсуждались сильные стороны семьи рассказчика.
Анализ
упражнения:
·
Узнал
ли ты при подготовке этой игры что-нибудь новое о своей семье?
·
Кем
из своих предков ты больше всего гордишься? О ком ты хотел бы побольше узнать?
·
Какую
семью ты хотел бы иметь, когда вырастешь?
·
О
ком из детей ты узнал сегодня что-то новое?
·
В
какой части мира жили твои предки?
·
Чем
ты гордишься в своей семье?
«Легенда о матерях» Панькин И. Ф.
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже
много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась
сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного
моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот
и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди
выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных
костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он
пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если
пахарем - в сторону поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской
пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него
большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело
сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а
меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих
владений.
Говорил он так потому, что был уверен:
никто не посмеет испытать своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг
повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской!
- взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей,
задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых
рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать
всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу
моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли,
не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?
Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою
силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали
натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей
силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь
морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды
вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за
это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для
ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали
дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь
где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала
своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке
дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над
морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не
смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и
наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и
силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери -
не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и
громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! -
хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и
тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше
света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли
по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу
ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и
непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
Игра
«Бабушки и дедушки» Родионов В.А., Ступлицкая М.А.
Инструкция. Дети стоят у
стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд
стульев по числу пар детей.
Дети делятся на : бабушек (дедушек) и
внуков (внучек). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не
слышат (бабушкам и дедушкам завязывают глаза). И вдруг старенькие заболели. Их
нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и помочь им попасть в
кабинет врача (стулья у стены).
Ведущий показывает, как можно
поддерживать бабушек и дедушек, как проводить их между стульями, как усаживать
в кабинете у врача. После смены ролей – обсуждение.
Анализ
упражнения
·
В
какой роли вам больше всего понравилось быть и почему?
·
Какие чувства вы испытывали? (ответственность,
гордость, самоуважение)
«Просто старушка» Валентина Осеева
По улице шли мальчик и девочка. А
впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик,
передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся,
девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик.
— Это просто старушка!
Упражнение
– тренинг «Волшебная чашка доброты» Крюкова С.В.
Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите
спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран,
сосредоточьтесь на нём. Вообразите, что вы видите на нём свою любимую чашку.
Раскрасьте её так, как вам хочется. Ещё раз внимательно рассмотрите чашку.
Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь
мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из
своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё… Отливайте из своей в
пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна
до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло? … Ваша чашка особенная
– волшебная. Мы можем отливать из неё, а она
всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой!
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка!»
Обсуждение. Обмен мнениями.
·
Какие
чашки видели?
·
Почему
чашка становилась всё полней, хотя из неё отливали напиток в другие чашки? (Чем
больше отдаёшь доброты другим – тем больше доброты получаешь обратно)
·
Как
узнать о доброте другого человека?
Игра «Окажи
внимание другому» Иванова Е.М.
Дети
становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников
игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения,
манера поведения и т.п. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что
я…» - и повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой
адрес: «А ещё я думаю, что я…»
Упражнение
«Я помогаю другим» К. Фопель
В этой управляемой фантазии ребенок
получает возможность представить себе, как он помогает упавшему малышу.
Одновременно здесь подчеркивается золотое правило этики: если мы помогаем
другим, то можем надеяться, что и нам помогут.
Материалы: Бумага и
цветные карандаши каждому ребенку.
Инструкция: Можете ли вы
мне сказать, кому вы последний раз помогали? Быть может, вы помогли своей маме
накрывать на стол? Или помогали отцу помыть машину? Или помогли кому-нибудь из
друзей? Кто из вас помог совершенно незнакомому человеку? Когда вы сами
последний раз нуждались в помощи?
Сядьте поудобнее и закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Теперь представь себе прекрасный
солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу
мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее
приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь
плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого-нибудь
зверя. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо.
Теперь ты ложишься и растягиваешься на
траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким
и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Сделайте сами один явно очень глубокий
вдох-выдох, чтобы дети могли последовать вашему примеру.)
Ты лежишь в траве совершенно безмятежно.
Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Ой! Вдруг
какой-то маленький мальчик упал рядом с тобой. Он ударился коленкой о камень и
заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь
помочь другому…
Помоги этому мальчику встать. Осмотри
его небольшую ранку. Скажи ему, что кровь сейчас перестанет течь. Положи свою
руку ему плечо… Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем
успокоился. Тебе хорошо, оттого что малышу стало лучше… Что еще ты сделаешь для
того, чтобы вернуть ему хорошее самочувствие? (30 секунд.)
Скажи самому себе: «Я уже большой и могу
помогать другим. Я помогу другим, а когда надо будет, другие помогут мне».
Теперь ты можешь попрощаться с малышом и
вернуться с летнего луга назад в класс. Немного потянись, выпрямись, подвигай
пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.
Теперь объединитесь по трое. Возьмите
листок бумаги и вместе нарисуйте историю, которую вы пережили в своем
воображении.
Анализ упражнения:
·
Что
еще ты сделал, чтобы помочь малышу придти в себя?
·
Ощущаешь
ли ты себя достаточно большим для того, чтобы помогать другим?
·
Что
ты можешь сделать для кого-нибудь из членов своей семьи, чтобы его обрадовать?
·
Как
тебе помогают родители или твои братья и сестры?
·
Как
ты чувствуешь себя после того, как кому-нибудь поможешь? «Сказка о человеке и стрекозе» В. А. Сухомлинский
Человек пошел на кладбище к могиле Отца.
Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму
и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела Стрекоза. Она
внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что это он делает? Ведь
здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на
кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом
кусте первый цветок.
—
Человек, — не утерпела Стрекоза, — что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот
холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
— Под этим холмиком мой Отец,— ответил
Человек.— Это его могила.
— А что такое Отец? — опять спрашивает
Стрекоза.— Что такое могила?
Человек объяснил, но Стрекоза не могла ничего
понять. Она стала просить:
—
Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?
—
Для этого надо быть Человеком, — ответил Человек.
Что
дарит мне радость К. Фопель
В этом упражнении дети учатся радоваться
мелочам, которые обычно воспринимают само собой разумеющимися и не замечаются в
повседневной жизни, и выражать чувство благодарности. Способствует
эмоциональному углублению процесса обучения в школе и улучшает психологический
климат в классе.
Материалы: разрезать
пополам по вертикали листы бумаги формата А4 (3 половинки листа для каждой
четвёрки), склеить их скотчем так, чтобы получилось подобие длинного папируса.
Наверху получившегося «папируса» написать: «То, что дарит мне радость». Также
потребуются ручки. Инструкция. Дети
собираются в четвёрки и обсуждают вопросы: почему иногда мы чувствуем себя
счастливыми и уравновешенными, а порой беспокойными, ранимыми и тревожными?
Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую – наше внутреннее
состояние? (10 минут)
Ведущий раздаёт подготовленную бумагу
каждой четвёрке.
Дети вспоминают вещи, которые делают
жизнь приятной, интересной, счастливой, ценной. Часто это мелочи, о которых мы
обычно вспоминаем, только если они отсутствуют. Таким образом, в повседневной
жизни мы упускаем возможность почувствовать себя по-настоящему счастливыми. В
этом списке могут быть мимолётные переживания – тёплый весенний воздух, запах
свежего хлеба в пекарне, мимо которой иду. …Каждый, кому что-то приходит в
голову, записывает это на листе. На выполнение задания даётся 20 минут. Каждая
четвёрка должна написать как можно больше «мелочей».
Затем дети собираются вместе, каждая
четвёрка рассказывает о своей работе и показывает свой список или кто-то из
участников четвёрки зачитывает его вслух.
Обсуждение
Понравилось
ли мне это упражнение?
Удалось ли
каждой четвёрке живо описать то, что дарит нам радость?
Могу ли я
насладиться каждым мгновением или постоянно нахожусь в спешке?
Какова
атмосфера в нашем классе?
Как я
понимаю пословицу: «Каждый сам кузнец своего счастья»?
Сказка «Имя города» По мотивам «Повести временных
лет»
Жили-были три брата. Звали их Кий, Щек и
Хорив. Была у них сестра Лебедь. Кий основал город и назвал его Киевом. Имена
братьев он дал двум холмам в городе, а именем любимой сестры назвал речку,
протекавшую неподалёку.
Игра
«Встреча»
Для этой игры нужно разделиться на две
равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два
концентрических круга – внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге,
поворачиваются лицом к своему партнёру, стоящему во внутреннем круге.
После этого предлагаются ситуации.
·
Представьте
себе, что девочка или мальчик, с которыми ты встретился, рассказали твою тайну
другим людям. Вырази словами чувства к ним. Что бы ты им сказал? (Сначала
говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
·
Сегодня
этому ученику незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать его
объяснений. Ученик очень переживает, но старается не подавать вида, но ты его
друг: постарайся его поддерживать.
Что вы чувствовали, когда выражали
положительные эмоции к одному человеку и когда высказывали своё недовольство
другому?
Как быть с чувствами, как их лучше
выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому?
Выделить вместе с участниками игры
выражения отрицательных эмоций.
Обсудить проблему, когда нужно оказывать
поддержку человеку и когда принимать помощь от других.
ЛИТЕРАТУРА Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в
начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Крюкова с.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. –
208 с. Родионов В.А.,
Ступлицкая м.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. -
Ярославль, 2001 Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник:
адаптация к новой социальной среде.- М.: ВАКО, 2008. – 368 с.
Фопель К. Чтобы дети
были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного
возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 255. – (психологическая
работа с детьми)
Фопель К. Как научить
детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое
пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.3 2-е изд., стер. – М.: Генезис,
2001. – 160 с.
|