Среда, 05.02.2025, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Натальи Леонтьевой

Категории раздела
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Для родителей » Файлы для родителей

"Введение в школьную жизнь" (набор игр для родителей). Автор Марина Удовенко ж. "Шк. психолог" № 3 2006
[ Скачать с сервера (73.0 Kb) ] 29.09.2011, 10:32

  «Введение в школьную жизнь» (Набор игр для родителей)

Этим играм надо научить родителей, чтобы они могли использовать их во взаимодействии с детьми дома, на семейных встречах, а также в тех случаях, когда необходимо откорректировать возникшую у ребенка пове­денческую проблему в игровой форме.  

Игры для установления контакта

  «ЗНАКОМСТВО» Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здоро­ваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите толь­ко эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.  

«УЛЫБКА» Сидящие в кругу берутся за руки, смот­рят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (каждому по оче­реди).    

«КОМПЛИМЕНТЫ» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похва­лить. Принимающий кивает головой и го­ворит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему со­седу. Упражнение проводится по кругу. Замечание: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо по­мочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветоч­ное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, ска­жите комплимент сами.  

«ПАУТИНА» Подготовка к этой игре не менее увлекательна, чем сама игра. Вам понадобятся разноцветные клубки шер­сти или толстые мотки веревки, маленькие кусочки картона 4 х 6 см и небольшие подарки для каждого из игроков.  Число участников  —  от четырех человек. Для каждого игрока отрежьте от мотка куски нитки или бечёвки длиной примерно 6-8 метров. Если нити будут разноцветными, ваша «конструкция» получится весёлой и красивой. Кроме того, это поможет самым маленьким игрокам распутать паутину. Для усложнения задачи можно использовать одноцветные нитки. На один конец каждой нити прикрепите табличку с именем игрока, а на другой — подарок для него. Те­перь вы должны «соткать паутину», протягивая нити через всю комнату.   Игры для развития внимания, воображения, скорости мышления  

«САНТИКИ,  ФАНТИКИ,  ЛИМПОМПО» Все становятся в круг и выбирают одного человека (добровольца), который выходит за дверь. Среди ос­тавшихся в кругу выбирается водящий, который будет менять движения в груп­пе. Всем участникам необходимо повто­рять то движение, которое начнет де­лать водящий. При этом нужно это де­лать незаметно (не смотреть на водяще­го в упор), чтобы не выдать его. Игра начинается стандартно — с хлопков в ладоши и присказки

«САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО». Услы­шав эту присказку, из-за двери выхо­дит доброволец, обязательно становится в центр круга и начинает угадывать, кто же водящий. Дети в кругу продолжают приговаривать «САНТИКИ, ФАН­ТИКИ, ЛИМПОМПО» и вслед за водящим менять движения. Доброволец угадывает. Если есть желание услож­нить игру, можно ограничить число по­пыток для добровольца. После того как водящий обнаружен, он выходит за дверь вместо доб­ровольца, который становится в круг. (То же проис­ходит и в случае неправильного ответа.)        

«НАЙДИ  И  КОСНИСЬ» В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут лёгкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

-          чего-нибудь красного;

-          холодного на ощупь;

-          шершавого;

-          того, что весит примерно полкилограмма;

-          круглого;

-          железного;

-          голубого;

-          того, что имеет толщину 100 мм;

-          прозрачного;

-          вещи длиной примерно 80 см;

-          вещи весом около 65 кг;

-          зеленого;

-          из золота;

-          тяжелее 1000 кг;

-          чего-нибудь, что легче воздуха;

-          части одежды, показавшейся вам шикарной;

-          руки, которую вы находите интересной;

-          чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного;

-          того, что двигается ритмично;

-          числа 15;

-          слова «свобода».  

Игры для развития коммуникабельности   «

СЕКРЕТ» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, ста­рые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кула­чок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет». Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.  

«ПИСЬМО НА РУКЕ» Каждый выбирает себе партнера и становится на­против него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если дети одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое предложе­ние. Не забывайте, прежде чем написать новое слово, стереть старое.  

«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?» Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняш­нее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое на­строение похоже на белое пушистое облачко в спокой­ном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессив­ные элементы свидетельствуют об эмоциональном не­благополучии.   «СТРОИМ  ЦИФРЫ» Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а в

ы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)», — дети выполняют зада­ние. Замечание: если дети справляются с заданием быс­тро, то можно считать быстрее, то есть сократить вре­мя построения.   «РАСКРАСЬ МЕНЯ В ФИОЛЕТОВЫЙ  ЦВЕТ» Два участника становятся друг напротив друга и представляют, что они большие птицы с сильными и мягкими крыльями. Эти птицы двигаются мягко и плав­но, красиво размахивая крыльями. И вот они решили покрасить друг друга в фиолетовый цвет. Они обмаки­вают крылья в фиолетовую краску и выкрашивают пти­цу-партнера, где смогут достать. Задача птицы-партне­ра увернуться от прикосновений и самому раскрасить другую птицу. Красить может не ладонь, а все «крыло» — рука от кисти до плеча.  

«ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА» Участники свободно стоят вместе. Ведущий пред­лагает одному ребенку выйти и принять какую-ни­будь позу, в которой ему удобно стоять. Следующе­го участника просят присоединиться к нему в том месте, где много свободного пространства, затем к ним (уже в своей позе) присоединяется третий. За­тем из скульптуры осторожно выходит первый и смот­рит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре. И так да­лее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место зани­мает следующий. Замечание 1. Взрослый выполняет  роль скульптора в течение всего упражнения. 2. Следит, чтобы участники не застаивались в об­щей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.  

«ПЕСЕНКА ПО КРУГУ» Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.  

«ПОВОДЫРИ» Играющие разбиваются на пары. Один становится впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. «Поводырь» сначала медленно начинает пере­двигаться по помещению, «слепой» следует за ним, ста­раясь не потеряться, затем траектория и скорость дви­жения увеличиваются. Упражнение выполняется в те­чение пяти минут, затем пары меняются ролями.    

«СИАМСКИЕ  БЛИЗНЕЦЫ» Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом с ногой партнера. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Замечание: «третью» ногу можно скрепить вере­вочкой.   Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе  

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВАТМАНУ» Для игры вам понадобятся ватман и краски. Можно играть в группе детей или вдвоем со своим ребенком. Вы предлагаете: «Сегодня мы вместе отправимся в путешествие по... ватману. Каждый из нас внесет свой вклад в создание общей картины. Один за дру­гим мы будем выходить к ватману и рисовать на нем какие-нибудь линии. При этом следует придержи­ваться одного правила: нельзя отрывать кисточку (маркер) от ватмана. Как только человек оторвал руку от ватмана — это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из нас дается ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время — то это хорошо. Лучше, если мы будем работать быстро, не оценивая свои результаты. И еще одно: нарисованные нами линии могут пересе­каться, мы можем выбирать маркеры разных цветов, можем рисовать все, что хотим. Но помним при этом: как только кисточка (маркер) перестанет касаться ват­мана, мы должны будем вернуться на свое место».   «ТИТАНИК» «Разбейтесь на пары и решите, кто из вас будет участником «А», а кто — участником «Б». Все «А» становятся перед столом, берут себе лист бумаги, ка­рандаш и ждут. Все «Б» сейчас подойдут ко мне, и я на ухо каждому скажу название какого-нибудь филь­ма. Потом вы должны будете вернуться к своим парт­нерам и нарисовать у них на спине картинки, с помо­щью которых те попробуют отгадать название филь­ма. Участники «А» пытаются тот же образ нарисо­вать на листе перед собой. Когда у «А» появится какое-либо предположение о загаданном названии, он может шепнуть его на ухо своему партнеру. «Б» дол­жен сказать, верна ли эта догадка. Во всех остальных случаях «А» и «Б» не имеют права разговаривать друг с другом. После того как пара справится с зада­нием, она должна издать «боевой клич индейцев», чтобы я знал об этом. Но название фильма при этом нельзя произносить вслух, поскольку другие пары в это время еще работают. А теперь я попрошу всех «Б» подойти ко мне». (После выполнения упражнения партнеры меняются местами.)  

«ШАГ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ» «Вы должны будете ответить на 30 моих вопросов, причем если вы даете правильный ответ на вопрос, то я делаю шаг вперед, если же ответ не верен, то я делаю шаг назад. Я начинаю от двери. Я хотел бы пересечь всю комнату и вернуться обратно. Факти­чески я становлюсь пешкой, которую ваши ответы двигают туда или сюда. Посмотрим, куда в конце кон­цов я приду. Я был бы очень рад, если бы в конце игры я снова стоял здесь, у двери». Вопросы могут касаться учебного материала (изучение иностранного языка, математики) или межличностных отношений (что нравится, что нет, о чем мечтаешь и др).  

«ПАСТУШОК» .Игра проводится на улице или в просторном поме­щении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкаль­ный инструмент (дудочку, барабан, бубен), он — «па­стух», все остальные участники — «овечки». Им за­вязываются глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его «овеч­ки» соберутся вместе. Если кто-нибудь заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» собе­рется, выбирается новый «пастух».  

«МЫШЬ И  МЫШЕЛОВКА» Необходимое количество играющих — 5—6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это «мышеловка» (или сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дырочку», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Замечание Взрослый следит, чтобы «мышеловка» не пина­лась ногами, не делала больно «мышке». Если взрослый замечает, что «мышонок» загру­стил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например:   «Давайте все вместе поможем мышонку выбраться, пожалеем его».  

«НЕВАЛЯШКА» Необходимое количество участников — трое, жела­тельно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии 1 метра лицом друг к другу. Ноги ставятся устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глаза­ми. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватыва­ют падающего и направляют падение вперед, там ре­бенок снова встречает выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2—3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться. Предупреждение: дети с сильными страхами и ро­бостью могут выполнять упражнения с открытыми гла­зами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.    

«НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ» Ребенку предлагают нарисовать свой страх. Обычно это происходит после какого-то сна или испугавшего ребенка случая. После того как ребенок нарисует свой страх, задайте ему вопросы по поводу того, где страх живет, насколько он страшен, какой у него характер, что в нем хорошего, что плохого, боится ли сам страх чего-нибудь, почему он боится. Обычный вывод бы­вает таков, что страх сам чего-то боится и он одинок потому, что с ним никто не дружит. Предложите ре­бенку нейтрализовать страх на рисунке. Может быть, нарисовать ему друзей, или раскрасить яркими крас­ками, или дорисовать яркие крылья, как у бабочки. Обсудите с ребенком, какие преимущества теперь есть у страха. Договоритесь с ребенком, что нужно делать или говорить, если страх опять появится.  

«ХУДОЖНИКИ-НАТУРАЛИСТЫ» Для игры вам понадобятся большие листы ватмана и краски. Предлагается нарисовать картину сначала паль­чиками рук, затем пальчиками ног или всей стопой. Затем можно рисовать любой частью тела. Главное ограничение — это страх самих родителей.     Игры и упражнения для снижения агрессии

  «ЛУКАС,  ТЫ  ГДЕ?» Вам понадобятся две повязки на глаза и две сверну­тые в трубку газеты. Непосредственно в игре участву­ют два человека, остальные будут зрителями, но все смогут сыграть в эту игру по очереди. Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на пол, голова к голове (примерно на расстоянии 30 см друг от друга), сцепив­шись левыми руками, а в правые взяв свернутые в трубку газеты. Один из игроков спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?» Второй отвечает: «Да, здесь» — и откаты­вается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только один. Потом они меняются ролями. До начала игры следует договориться с партнером о количестве раундов. Победителем в этой игре станет тот, у кого было больше попаданий. Участники сами решают, насколько плотными должны быть газеты и соизмеряют силу удара. Группа следит за выполнением правил. После окончания поединка оба участника на­граждаются бурными аплодисментами зрителей.  

«ЧЕРЕПАШЬИ БЕГА» Это необычная гонка, цель которой заключается в том, чтобы прийти к финишу не первым, а последним. Игра требует от детей хорошей моторики, ловкости, расчета, координации движений и умения анализиро­вать действия соперников. Игроки встают у стены в одну линию и по сигналу ведущего начинают двигать­ся к противоположной стене так медленно, как только могут. Запрещается просто стоять на месте. Все долж­ны двигаться постоянно, но очень медленно. Победителем объявляется «черепашка», пришедшая последней. Ей достается приз из коробки.  

«ПРИНЦ-НА-ЦЫПОЧКАХ» В эту игру могут играть даже четырехлетние дети. Главный персонаж — принц, который совершенно не выносит шума, поэтому все усилия будут на­правлены на то, чтобы сохранить у принца хорошее настроение и не шуметь. Принца зовут Принц-На-Цыпочках, потому что походка у него легкая и совер­шенно бесшумная. Эту роль играет один из детей. Ведущий говорит следующее: «Все, кроме принца, расходятся по комнате и встают в любом месте, где им понравится. Принц-На-Цыпочках прижимает указа­тельный палец к губам и шепчет: «Ш-ш-ш, идет Принц-На-Цыпочках». Все должны замереть, а принц начинает медленно, на носочках, проходить между вами. Он тихо подходит к кому-нибудь из вас и приклады­вает палец к кончику вашего носа. После этого вы должны пойти за принцем, тоже абсолютно тихо и на цыпочках. Затем принц подходит ко второму игроку, прикладывает палец к его носу, и второй игрок встает вслед за первым, теперь они ходят по комнате уже втроем. Так шаг за шагом они обходят всех игроков в комнате и каждый пристраивается в конец ряда, иду­щего на цыпочках. Когда все игроки образовали длинную колонну, принц ускоряет шаг, и все следуют за ним в новом темпе. Затем он останавливается, поворачивается к стоящему следом за ним и тихо шепчет: «Ш-ш-ш!». Игрок, ко­торый получил этот сигнал, должен на цыпочках вер­нуться на то место, где он стоял, и сесть там. Затем принц смотрит на следующего игрока, говорит ему: «LU-ш-ш!» и тот тоже возвращается на свое место в комнате. Так продолжается, пока все вы не окажетесь на своих прежних местах. Тогда принц сам садится. На этом игра заканчивается».  

«ЧАС ТИШИНЫ» И «ЧАС МОЖНО» Вы договариваетесь с ребенком о том, что у вас будет один час, когда в доме не будет ни одного звука, и все будут соблюдать «час тишины». Кроме того, будет еще один час, когда можно делать все то, что вы оговорите с ребенком, максимально учитывая его самые нереаль­ные пожелания. Это будет «час можно». Такая догово­ренность позволит регулировать нежелательное поведе­ние ребенка, поскольку ему предлагается поберечь силы и фантазию для «часа можно».  

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ» Это своеобразная словесная дуэль, когда вместо гру­бых слов используются названия овощей. Предлагает­ся ребенку использовать эту игру, когда он расстроен или злится на кого-нибудь. Марина УДОВЕНКО, кандидат психологических наук, г. Харьков, Республика Украина      

ЛИТЕРАТУРА

  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5~7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2000.  

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Пер. с нем. / Практическое пособие для педагогов и психологов. — М., 2002.  

(«Школьный психолог» февраль 2006г. № 3, с. 28 - 31.)                                                                                        

                                                                                 

Категория: Файлы для родителей | Добавил: natalialeontjeva
Просмотров: 1120 | Загрузок: 104 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz